Кружок Песенка

Музыкальный руководитель Ессен Алина Эдуардовна.
Музыкальный руководитель
Ессен Алина Эдуардовна

Программа занятий

Программа построена на двух взаимосвязанных направлениях: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:
-    песни хором в унисон
-    хоровыми группами (дуэт, трио и т. д)
-    тембровыми подгруппами
-    при включении в хор солистов
-    пение под фонограмму.
-    пение по нотам.
       Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.
Для того чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать, т.е. соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:
•    игровой характер занятий и упражнений,
•    активная концертная деятельность детей,
•    доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях
•    атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
•    звуковоспроизводящая аппаратура
•    сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста.
    Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.
Программа включает подразделы:
•    восприятие музыки;
•    развитие музыкального слуха и голоса;
•    песенное творчество;
•    певческая установка;
•    певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции).
    Артикуляция. В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков. Навык артикуляции включает:
•    выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;
•    постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;
•    умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области
«маски»;
•    умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе.
Последовательность формирования гласных:
•    гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;
•    гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;
•    «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.
   К слуховым навыкам можно отнести:
•    слуховой самоконтроль;
•    слуховое внимание;
•    дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;
•    представления о певческом правильном звуке и способах его образования.
   Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни). Он достигается:
•    выразительностью мимики лица;
•    выражением глаз;
•    выразительностью движения и жестов;
•    тембровой окраской голоса:
•    динамическими оттенками и особенностью фразировки;
•    наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.
    Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:
•     короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;
•    опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;
•    спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.
Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.
Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:
•    не очень сильно прикусить кончик языка;
•    высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;
•    покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;
•    сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;
•    упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;
•    пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);
•    постукивая пальцами сделать массаж лица;
•    делать нижней челюстью круговые движения вперед- вправо- назад- влево - вперед;
•    сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох
—    губы трубочкой.
Все упражнения выполняются по 4 раза.
С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.
Основной формой организации деятельности детей являются кружковые занятия.

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie